Страсбургский суд 1 декабря установил нарушения по делу Трапезникова и др. против России (№. 45115/09). Дело касалось смерти члена их семьи, Сергея Антонова, в тюремном заключении.
Заявители - Наталья Борисовна Трапезникова, Юлия Сергеевна Трапезникова и Анастасия Сергеевна Антонова, являются гражданами Российской Федерации, которые родились в 1964, 1985 и 2004 годах, соответственно, и живут в Новосибирске.
Антонов начал отбывать трехлетний тюремный срок в исправительной колонии в Новосибирской области в июне 2006 г. В ходе медицинского осмотра по прибытии в исправительную колонию, он заявил, что с 1996 года находился под наблюдением психиатра и что страдал наркоманией с 2004 года.
Антонов был найден мертвым в своей камере в июле 2007 года после того, как его поместили в одиночную камеру за курение в неположенном месте. Тюремные охранники нашли его повешенным на веревке из простыни. За несколько часов до смерти он дважды был осмотрен тюремным врачом, который дал ему лекарство от гипертонии. После осмотра тела тюремный врач не нашел никаких повреждений, кроме отметки на шее. Согласно последовавшей аутопсии, причиной смерти было удушение путем повешения. Во время вскрытия судебно-медицинского эксперта зафиксировано несколько ушибов на голове и лице Антонова.
В исправительной колонии провели внутреннее расследование, которое установило, что Антонову не было предоставлено наблюдение с лечением у психиатра, несмотря на то, что администрация колонии были осведомлена о его склонности к суициду.
В июле 2007 года Трапезникова просила прокуратуру возбудить уголовное дело по факту смерти члена ее семьи, ссылаясь на многочисленные травмы на его теле. Так она бросила вызов официальной версии самоубийства.
На сегодняшний день, однако, так и не было открыто полноценное уголовное расследование. За два года расследования начинались девять раз, но все они были поверхностные. Решения не возбуждать дело неоднократно отменялось. Так, в феврале 2009 года старший следователь пришел к выводу, что Антонов покончил с собой, его травмы были вызваны судорогами. Таким образом, отказав возбудить уголовное дело по факту его смерти. Решение старшего следователя было подвергнуто судебному пересмотру на двух уровнях в 2009 году, суды в конечном счете, отстаивая свои выводы о смерти Антонова.
Ссылаясь, в частности, на статью 2 (право на жизнь), заявители обвиняли российские власти в смерти члена их семьи, утверждая, что он, возможно, был убит, и что эта вероятность не была рассмотрена в ходе тщательного и эффективного расследования уголовного дела.
Европейский суд установил нарушения статьи 2 (расследования) и статьи 2 (право на жизнь). Суд присудил заявителям компенсацию за моральный ущерб в размере 26000 евро и 3086 евро за затраты и расходы.
Читайте также: