Европейский суд по правам человека признал обоснованными жалобы Воронцова, Сусарина и Беляева против Российской Федерации (№.59655/14, 5771/15 и 7238/15). Жалобы касались содержания заявителей в металлических клетках во время судебных разбирательств по их делам.
Заявители – граждане России Руслан Владимирович Воронцов, Александр Николаевич Сусарин и Евгений Владимирович Беляев, родились в 1977, 1972 и 1987 годах соответственно и до осуждения проживали в Красноярске, Чебоксарах и Вологодской области.
Г-н Воронцов 3 мая 2013 года был арестован по подозрению в грабеже. 4 апреля 2014 года Октябрьский районный суд г. Красноярска признал его виновным и приговорил к трем с половиной годам лишения свободы. Во время судебных заседаний Заявитель помещался в металлическую клетку.
Г-н Сусарин 30 июня 2011 года был признан Новочебоксарским районным судом Чувашской Республики виновным в хищении и незаконном хранении огнестрельного оружия и приговорен к четырем годам лишения свободы. 29 апреля 2014 года Ленинский районный суд города Чебоксары признал также Заявителя виновным в мошенничестве и приговорил его к семи годам лишения свободы, принимая во внимание тот факт, что осужденный не отбыл полностью наказание, назначенное ему в 2011 году. Во время разбирательств Сусарина помещали в металлическую клетку.
Г-н Беляев 16 сентября 2014 года был арестован по подозрению в совершении преступления. 12 декабря 2014 года Городской суд признал Заявителя виновным в нанесении тяжких телесных повреждений и приговорил к трем годам лишения свободы. В зале суда Беляев находился в металлической клетке.
Заявители подали жалобы в Европейский суд, утверждая, что содержание подсудимых в металлических клетках в зале суда является унижением человеческого достоинства и нарушает статью 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЕСПЧ соединил жалобы в одно производство, признал их приемлемыми и единогласным решением констатировал нарушение третьей статьи Конвенции.
Страсбургский суд постановил, что Правительство Российской Федерации обязано выплатить г-ну Воронцову 3000 евро, и по 7500 евро г-ну Сусарину и г-ну Беляеву в качестве компенсации морального вреда, а также возместить Сусарину судебные издержки в размере 1000 евро.